Тяжело в учении

Утренняя картина, обычная для украинских городов: ребятишки торопятся в школу, сгибаясь под грузом тяжелого ранца или рюкзака, напоминая своим видом муравья, который с трудом тащит на себе массивную добычу. Ситуация обыденна настолько, что мало кто из взрослых обращает на нее внимание, и очень немногие задумываются о том, как влияет постоянное ношение багажа на осанку детей и на их здоровье в целом. А хорошего в этом мало: для позвоночника, который только растет, крайне нежелательна большая и неравномерно распределенная нагрузка.


Неси, детка, неси…

Наспинные «аксессуары», полные учебников, тетрадей и других необходимых для учебы принадлежностей, оказывается, тяжелы не только на вид. Мы провели небольшой эксперимент, взвесив реальный ранец второклассницы, с которым девочка ежедневно отправляется в свою гимназию с углубленным изучением иностранных языков в Запорожье. Не ошибемся, утверждая, что такая же нагрузка в прямом смысле ложится на плечи большинства украинских младшеклассников – дети ведь учатся по единому государственному стандарту.

Итак, пустой ранец восьмилетней Сони весит 900 г., полный – около 6 кг. Состав «начинки» – минимум 4 учебника, каждый из которых весит 400 г., несколько обычных тетрадей (каждая по 50 г), пенал – около 400 г. Тетради на печатной основе – дополнения к учебникам – по 120 г каждая, дневник – 150 г. Комплект для изучения английского языка (специальный учебник, две тетради, словарь, папка) «затягивает» на 2 кг. В день, когда есть урок физкультуры, Соня берет с собой еще и спортивную форму весом от 1,5 до 2 кг. После школы, согласно запросам общества на воспитание гармоничной личности, девочка занимается музыкой или рисованием – соответствующие принадлежности также нужно захватить из дому.

Учитывая тяжесть ноши, родители экипировали дочь удобным фирменным ранцем, который плотно прилегает к спине, не только держится на плечевых лямках, но и пристегивается к пояснице, подобно туристическому рюкзаку. По утрам донести вещи до школьного порога Соне помогают мама или старший брат. Тем не менее, как уверена мама девочки Александра Зайченко, проблема школьного груза остается. И в старших классах, когда на уроках понадобится больше учебников, она только усугубится.

– Все, что ребята берут на уроки, безусловно, нужно в учебном процессе, – считает Александра. – Но то, что ранцы тяжелые чересчур, – неоспоримый факт. Особенно трудно приходится первоклассникам. Постоянно наблюдаю, как вместо самих ребят рюкзак или ранец несут к школе родители. Иногда дети, чтобы облегчить вес багажа, договариваются в классе, чтобы часть учебников брал с собой один ученик, а другую – его сосед по парте. А некоторые родители приобретают для своих чад тележки на колесиках – толкать такую все-таки легче, чем нести ношу на спине. Хорошо, что в нашей гимназии много внимания уделяют здоровью детей – разминкам во время уроков, физкультуре. Малыши разгружают спину специальными упражнениями.

Семиклассница другой запорожской гимназии Инга весит 44 кг, с классическим портфелем, который носят в руках, – 51 кг. В портфеле – ничего лишнего: учебники и тетради по шести предметам, дневник, пенал, спортивная форма. Тем не менее, вес портфеля, как видим, составляет 7 кг!

Маленький позвоночник – большие проблемы

На первый взгляд может показаться, что пару десятилетий назад школьный портфель был куда более легким. Но пусть вспомнят свое детство те, кому сейчас 30, 40, 50 лет: точно так же приходилось отсиживать шесть уроков плюс дополнительные занятия, после школы отправляться в спортивные секции и т. д., но «проблема тяжелого портфеля» на повестке дня не стояла. Откуда же у нынешних детей постоянное ощущение неподъемной тяжести, утомляемости, слабости, частые боли в спине и шее?

Все дело в том, что неудобная ноша на плечах – существенный, но не единственный фактор, приводящий к проблемам с позвоночником. Наши юные современники ведут гораздо менее подвижный образ жизни, чем родители в их же возрасте. Трудно оторвать ребенка от захватывающего виртуального мира на мониторе или в телевизоре, однако делать это нужно – в пользу активного отдыха.

В противном случае высока вероятность развития сколиоза (деформации позвоночника). Ведь малыши не просто просиживают часы в неподвижном положении, но и часто принимают позу, вредную для формирующегося хребта. В институтах благородных девиц и других элитных заведениях детей и подростков заставляли держать правильную осанку не только ради красоты. Сохраняя эту полезную привычку на всю жизнь, человек снижает для себя риск заполучить болезни как опорно-двигательного аппарата, так и внутренних органов. К сожалению, в наши дни сколиозом страдает 30% населения планеты.

Но вернемся к школьному рюкзаку-ранцу-портфелю. Какую модель лучше выбрать с точки зрения врача-ортопеда?

– Ноша на спине – это статическая нагрузка, при которой мышцы напряжены постоянно. Она негативно влияет на позвоночник, особенно если у ребенка есть врожденная предрасположенность к сколиозу, – поясняет Олег Щекин, доктор медицинских наук, профессор кафедры детской хирургии Запорожского государственного медицинского университета, детский ортопед-травматолог высшей категории (Запорожье, пр. Ленина, 70, областная клиническая детская больница, ортопедо-травматологическое отделение). – Поэтому нужно стремиться к распределению нагрузки на спину.

Самый приемлемый вариант – это рюкзак, ведь его конструкция предусматривает распределение веса на грудной, поясничный отдел позвоночника и ниже спины. Носить рюкзак нужно непременно на двух плечах, не на одном, как иногда любят дети и взрослые. Классический ранец, который держится только на плечах, – на втором месте по удобству. И самый неблагоприятный для здоровья вариант – носить тяжелую сумку или портфель с учебниками в руке.

Что касается веса рюкзака, он не должен превышать 10% массы тела ребенка. Это правило распространяется как на детей младшего школьного возраста, так и на старших: позвоночник у девочек растет до 18 – 19 лет, у мальчиков – до 20 – 21 года, и перегружать его в период роста нежелательно.

Но одного только грамотного ношения рюкзака для профилактики сколиоза, как правило, недостаточно. Нужно свести к минимуму и другие факторы его возникновения. Сейчас в школах дети повсеместно сидят за столами, в то время как 50 – 60 лет назад в классах стояли парты разных типоразмеров, с откидывающимися крышками, подходящие для детей по росту. Советую родителям приобрести домой подобную парту – они есть в продаже. Во время работы за партой или столом руки должны лежать на плоской поверхности, не свисать. Также нельзя сидеть боком, подкладывать ногу под ягодицу, класть ногу на ногу. Постоянная привычка неправильно сидеть может привести к перекашиванию таза, и, как следствие, к искривлению позвоночника.

Приучите ребенка делать зарядку – лучше не один, а два раза в день. Для «компенсации» долгого просиживания за столом и ношения рюкзака очень полезен спорт – плавание, игровые виды, гимнастика, легкая атлетика; также танцы. А вот модный сейчас теннис детям не рекомендую, так как в процессе игры в основном работает только одна половина плечевого пояса и мышц спины. Верховая езда – тоже не тот вид спорта, которым должны заниматься дети, поскольку на занятиях, особенно в момент скачек, возникает колоссальная нагрузка на позвоночник.

Хотя бы раз в год консультируйте ребенка у ортопеда, ведь если сколиоз выявлен на первых стадиях, лечить его гораздо проще, чем на третьей – четвертой. Наиболее опасен в отношении развития и прогрессирования сколиоза период, когда ребенок учится в первом – втором классе, а также в период полового созревания.

Второй комплект как спасение

Подведем итоги эксперимента, о котором шла речь в начале статьи. Семиклассница Инга весит 44 кг, вес портфеля – почти 16% массы ее тела. Превышение нормы налицо. Второклассница Соня – 26 кг, вес ее наполненного ранца составляет 23% веса тела девочки – больше чем в два раза, чем рекомендуют медики!

Но, если сравнивать данный «багаж знаний», например, с тем, которые носят на себе школьники в Канаде, ранец и портфель украинских учениц выглядят абсолютно необременительными. Канадские школяры иногда взваливают на себя тяжесть до 14 кг, что и не всякому взрослому под силу. Чтобы как-то разрешить проблему, в канадских школах стали просвещать родителей и учащихся, вывесив листовки, информирующие о максимально допустимом весе рюкзака.

В украинских школах подобных плакатиков мы не видели. Насколько эффективно решают проблему тяжелых рюкзаков и считают ли проблемой вообще, зависит от конкретной школы и инициативности педагогов. Так, в общеобразовательной школе № 37 Запорожья нашли следующий выход из положения: ученики младших классов пользуются двумя комплектами учебников: один постоянно находится в учебном заведении, а другой – дома.

– Школьный библиотечный фонд нам это позволяет, – комментирует Светлана Рощина, учительница начальных классов. – Там, где этой возможности нет, на мой взгляд, проблему тяжелых ранцев кардинально решить не удастся. Также мы составляем расписание уроков так, чтобы детям приходилось носить с собой меньше учебного материала. Сейчас в Украине звучат предложения заменить бумажные учебники легкими электронными книжками, ноутбуками, но к таким идеям нужно относиться осторожно.

В младшем школьном возрасте противопоказано долго находиться за компьютером, во-вторых, у родителей учеников разные доходы: приобрести электронный носитель информации могут не все. Что касается самих сумок, на родительских собраниях мы рекомендуем приобретать для детей именно рюкзаки, но окончательное решение принимают родители, исходя из своих материальных возможностей и вкусов.

От редакции добавим, что функционерам образовательной системы в Украине есть над чем задуматься. Выпуск дублирующих комплектов учебников для школьников всей страны – это солидные расходы, но экономить на здоровье юных граждан нельзя.

Ольга БОГЛЕВСКАЯ

2000.net.ua

Запись опубликована в рубрике Пациентам с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.