Методические рекомендации по детской кинезитерапии

Стерхов Р.В.,
Стерхова Г.В.

 

Развитие ребенка, формирование систем органов, становление их функций – сложный и многоступенчатый процесс. Во многом он определяются законом взаимосвязи строения и функции (анатомии и физиологии). Каждый орган имеет специфические возможности. Реализация этих возможностей отражается на его строении. Максимальная реализация возможностей какого-либо органа приводит к увеличению функциональных резервов, что неизбежно сказывается на его развитии. Наоборот, неполное использование возможностей органа приводит к отставанию развития.  


Основная задача детской кинезитерапии – обеспечить адекватную функцию и, соответственно, оптимальное строение одного из важнейших органов человеческого тела – мышечного органа. Именно мышцы соединяют человеческий интеллект и окружающий мир, они обеспечивают саму возможность существования человека. В подавляющем большинстве случаев активные действия человека сопряжены с преодолением силы гравитации, что обеспечивается постоянной работой мышц. Например, перемещение в пространстве, удержание нужной позы, дыхание и кровообращение, продвижение пищи по желудочно-кишечному тракту, крови и лимфы по сосудам осуществляются именно мышцами. В норме их масса у взрослого человека составляет 40% от массы тела. Формирование мышечного корсета без адекватного двигательного режима невозможно – уже через 7-8 дней в мышцах, не выполняющих своей основной функции – движения – начинаются дистрофические процессы, приводящие к снижению функциональных возможностей. С течением времени формируется мышечная недостаточность – мышцы не справляются со своими основными задачами – не могут успешно противодействовать силе гравитации и, что не менее важно, не обеспечивают адекватнее питание пассивной части опорно-двигательного аппарата (кости, связки, хрящи). Возникают и прогрессируют различные деформации скелета – нарушения осанки, сколиозы, деформации грудной клетки, плоскостопие. Это приводит к ухудшению развития легких, системы кровообращения, дисфункциям пищеварительных органов. Именно с этими проблемами и борется кинезитерапия, противопоставляя оптимальное соотношение различных режимов мышечной деятельности малоподвижности, столь характерной для сегодняшнего городского жителя. Арсенал методов воздействия кинезитерапии на развивающийся организм довольно широк – это работа на специальных тренажерных устройствах, позволяющих выполнить силовые упражнения без компрессии (сдавления) позвоночника и ростковых зон длинных трубчатых костей (как при поднимании штанги, гири и других отягощений). При этом обязательно уделяется внимание правильному дыханию, так как необходимо избежать повышения внутрибрюшного давления, обеспечить оптимальную моторику и кровоснабжение органов грудной и брюшной полостей. Для адаптации сердечно-сосудистой системы к развивающемуся мышечному корсету, увеличения подвижности в суставах, растяжимости мышц используют суставную гимнастику – комплекс упражнений в смешанном аэробно-анаэробном режиме. Суставная гимнастика выполняется также в условиях декомпрессии позвоночника но без применения специальных устройств. Тренировка сосудистого тонуса, выведение продуктов активной физической деятельности, активизация иммунной системы достигаются при помощи методов термотерапии (воздействие теплом) и криотерапии (воздействие холодом). Коррекция погрешностей развития опорно-двигательного аппарата невозможна без адекватного поступления в организм пластического и энергетического материала, биологически активных веществ, поэтому в кинезитерапии решается задача сбалансированного питания, оптимального использования продуктов повышенной биологической ценности, пищевых добавок.
Таким образом, детская кинезитерапия – новое направление в профилактике и лечении нарушений развития опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, внутренних органов. Комплексный подход в кинезитерапии обеспечивает позитивное влияние практически на все органы и системы органов растущего организма.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 4

Глава 1. Мышечная недостаточность. 6
1.1.Диагностика мышечной недостаточности. 6
1.2.Способы воздействия на ОДА в кинезитерапии. 9
1.3.Особенности воздействия на ОДА ребенка. 10
1.4.Техника выполнения упражнений на тренажерах. 13
1.5.Базовые упражнения на тренажерах. 13
1.5.1.Разминка. 13
1.5.2.Упражнения для мышц спины. 14
1.5.3.Упражнения для мышц груди. 18
1.5.4.Упражнения для мышц брюшного пресса. 21
1.5.5.Упражнения для мышц ног. 24
1.5.6.Упражнения для мышц шеи. 30
1.5.7. Заключительные упражнения. 31
1.6.Суставная гимнастика. 32
1.7.Термо- и криотерапия. 33
1.8. Особенности питания. 34
1.8.1. Принципы правильного питания. 34
1.8.2. Компоненты питания. 35
1.8.3. Режим питания. 37
1.8.4. Питание в дни занятий. 38
1.9. Эффективность коррекции мышечной недостаточности методом кинезитерапии. 39

Глава 2. Коррекция нарушений осанки. 42
2.1. Общие представления. 42
2.2. Коррекция разных типов нарушений осанки. 45
2.2.1. Сутулая спина. 45
2.2.2. Кругло-вогнутая спина. 49
2.2.3. Асимметричная осанка 51 2.2.4. Плоская спина. 52
2.2.5. Плосковогнутая и круглая спина. 53
2.3. Длительность коррекции осанки. 54
Глава 3. Лечение отдельных заболеваний ОДА. 56
3.1. Юношеский кифоз. 56
3.2. Сколиотическая болезнь. 57
3.2.1. Общие представления. 57
3.2.2. Специфика упражнений на тренажерах при сколиозах. 60
3.2.3. Особенности суставной гимнастики. 63
3.3. Плоскостопие. 63
3.4. Реабилитация после травм. 64
3.5. Ожирение. 65
3.5.1. Диагностика ожирения. 65
3.5.2. Основные принципы коррекции. 65
3.5.3. Диетотерапия. 66
3.5.4. Увеличение утилизации жировых отложений. 67

Заключение. 69

Список сокращений 72
Приложение 73
Список литературы 76

 

Полный текст пособия (формат pdf)

 

 

 

Запись опубликована в рубрике Коллегам, Пациентам с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.